Проект «Науки юношей питают»

08.02.2019

Конкурс исследовательских работ и проектов педагогов и обучающихся образовательных организаций Республики Дагестан

 

     

«Науки юношей питают»

 

 

 

 

Тематическое направление

«Ремесла»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Выполнила

                                                                             воспитатель МКДОУ

                                                                                    «Детский сад «Солнышко»

                                                                 Билалова П.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Паспорт проекта

Введение

Цель и задачи проекта

Формы работы с детьми

Этапы реализации проекта

Заключение

Литература

Приложение


 

"Дети должны жить в мире

красоты, игры, сказки,

рисунка, фантазии, творчества»

В.А. Сухомлинский

 

Паспорт проекта

Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский.

Сроки реализации проекта: среднесрочный (1 месяц)

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников.

 

    Введение

Дети – наше будущее, а будущее невозможно без прошлого. Прошлое нашей страны - это история России. К сожалению, в наше время вызывает чувство тревоги патриотическое воспитание нашей молодёжи, а зачастую его отсутствие. Без духовности, перераспределение интересов, дети перестают увлекаться музыкой, литературой, но больше увлекаются просмотром видео и телевидения. Подсаживаясь на компьютерные игры, они перестают фантазировать, создавать собственные зрительные образы, с трудом воспринимают информацию. Именно в дошкольном возрасте, когда появляется интерес к явлениям общественной жизни, когда дети обращаются с вопросами к родителям, педагогам, больше узнать о местности в которой живут, о том, как жили их предки, важно поддержать это стремление, не упустить этот благодатный возрастной период.

Приобщение ребенка к народному искусству оказывает глубокое воздействие на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себя накопленный веками, исторический опыт многих поколений. Первые яркие представления о Родине, о её культуре, пробуждает в детях, ознакомление с произведениями народного творчества, способствует воспитанию патриотических чувств. Раскрыть всю красоты родной природы помогает знакомство с народно-прикладным искусством. Знакомство с народным промыслами и народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в творческой деятельности. В ходе работы необходимо заинтересовать детей и их родителей в изучении данной темы, убедить в её значимости.

Дагестан является заповедником народных художественных промыслов, краем замечательных мастеров. Издавна широкое развитие получили самые разные виды ремесел – художественная обработка металла, гончарное производство, резьба по камню и дереву, обработку кости, ковроделие, золотошвейное дело и узорное вязание. В жизни горного края эти виды ремесел и ныне продолжают играть очень важную роль.

В эпоху Средневековья в Дагестане были крупные центры по производству тех или иных видов изделий художественного ремесла: Кубачи и Казикумух – оружейное и ювелирное дело, Балхар и Сулевкент – гончарное производство, Дербент и Табасаран – ковроткачество, Сутбук – резной камень. Народные мастера в своем творчестве использовали то, что довало сама природа – дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев.

Изделия народных художественных промыслов Дагестана прошлого и современности являются свидетелями большого трудолюбия, тонкого чувства красоты и художественного дарования дагестанских народов.

Актуальность данной темы обусловлена большой значимостью воспитания, нравственно патриотических чувств в современном обществе. Знакомство с народным промыслом Дагестана, мастерством умельцев позволит нашим детям почувствовать себя частью дагестанского народа, ощутить гордость за свой край.

 

 

 

Цели проекта:

-     Формирование у детей познавательного интереса к дагестанской народной культуре через ознакомления с народными промыслами и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

-     Повышение интереса детей к исследовательской деятельности

-     Формирование основ научного мировоззрения.

Задачи проекта:

Познакомить детей с народными промыслами, с культурой и традициями дагестанского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: доброту, сочувствие, трудолюбие, взаимовыручку и т.д. Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи. Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности. Развивать творческие способности в процессе восприятия произведений.

Осуществлять красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус.

Формирование любви к своей Родине и умение гордиться традициями и культурой своего народа. Формировать патриотические чувства.

Донести до детей, что они являются посетителями дагестанской культуры, наследниками великих мастеров.

Форма работы с детьми:

Образованная деятельность, игры, беседы, рассматривание иллюстраций и фотографий, просмотр слайд-шоу, оформление выставок;

Проведение экскурсии в музей;

Создание национального уголка в группе;

Участие в создании мини-музея культурного наследия «дагестанская сабля» в детском саду.

 В соответствии с ФГОСДО проект опирается на научные принципы ее построения: решение программных образовательных задач в совместной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Ожидаемый результат:

Для детей: ответственное отношение к общественно-значимым заданиям: развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности; Расширение знаний об истории родного края; Закрепление знаний и представлений о народных промыслах Дагестана: самореализация.

Для педагога: повышение профессионализма; Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост; самореализация.

Для родителей: повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями; самореализация.Хочу такой сайт

 

Этапы реализации проекта

1. Подговительный.

Цель: заинтересовать детей, родителей, педагогов предстоящей темой проекта, вызвать желание стать его участниками.

Задачи:

- Познакомить родителей с планом проведения проекта, дать информацию о том какая помощь родителей потребуется в ходе проекта:

- разработать план мероприятий;

- подбор и изучение наглядных и дидактических материалов;

- подбор материала и подготовка презентации по ознакомлению детей с народными промыслами родного края;

- создание развивающей среды;

- создание национального уголка в группе.

II этап. Основной с практический, продуктивный этап).

Цель: Организовать творческое сотрудничество между детьми, родителями и педагогами.

В рамках этого этапа происходит формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.

Познавательное развитие:

1) Цикл тематических бесед:

-     «Балхарские изделия и балхарская роспись»;

-     «Златокузнецы аула Кубачи»;

-     «Лакские хурджины»;

-     «Андийские бурки и папахи»;

-     «Кайтагская вышивка»;

-     «В гостях у ковровщицы бабушки Патимат»;

-     «Табасаранские ковры»;

-     «Серебряных дел мастера Гоцатля»;

-     «Что такое музей».

2) Подготовка и просмотр презентаций: «Балхарские изделия и балхарская роспись», и Кубачинские златокузнецы», «Табасаранские ковры», «Серебряные кинжалы Гоцатлинский мастеров».

3) Дидактические игры: «Отгадай элементы узора», «Составь узор», «Что звучит?», «Назови предмет».

4. Коллекционирование: «Кувшины балхарских мастеров».

Речевое развитие:

1. Чтение произведений на тему народных промыслов;

2. Составление рассказов: «Что мне больше всего понравилось в музее?», «Глиняные кувшины».

3. Чтение народных сказок Дагестана.

4. Стихи о хлебе.

Художественно-эстетическое развитие:

-     Просмотр слайд-шоу – «Ремесла Дагестана», «Балхарские кувшины»;

-     Лепка из пластилина «Кувшин»;

-     Аппликация «Коврик»;

-     Рисование «узоры на ковре»;

-     Аппликация «Папаха»;

-     Рисование «Серебряный кинжал»;

-     Лепка из пластилина «Украшение из серебра».

Социально-коммуникативное развитие:

-     Сюжетно ролевая игра «Ярмарка кувшин», «В гостях у бабушки», «Путешествие по Дагестану»;

-     Экскурсия в «Дагестанский музей изобразительных искусств им П.С. Гамзатовой»;

-     Экскурсия в «Город мастеров».

Физическое развитие:

Дагестанские подвижные народные игры: «Достань платок», «Надень папаху», «Волк и овцы», «Джигитовка», «Ручеек», «Цикуция».

Работа с родителями:

Беседа с родителями на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста». Привлечь родителей к созданию «национального уголка» в группе; Участие в создании мини-музея народной утвари в детском саду. Оказание помощи со сбором предметов народных промыслов для организации мини-музея.

Совместное посещение в выходные дни с детьми Дагестанского музея изобразительных искусств.

III этап. Итоговые обобщающий этап.

1. Оформление результатов: оформление выставки «Родной Дагестан», «Традиции моей родины».

2. Презентация проекта для родителей и пелагического коллектива детского сада.

 

 

 

 

Заключение.

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у детей появится желание еще больше узнавать о творчестве народных мастеров и жизни традиций и культуры дагестанского народа.

Дети самостоятельно станут различать стили известных видов декоративной живописи, научатся создавать выразительные узоры на бумаге.

В детском саду созданы необходимые условия по формированию у дошкольников целостного представления о быте и культуре народов Дагестана. Дети и их родители заинтересованы культурой родного края, тем как жили их предки.

В детском саду имеется музей культурного наследия Дагестана «Дагестанская сакля», а также создан «Национальный уголок» из предметов народной утвари в группе.

 

Рекомендуемая литература:

1. «Дети гор» региональная программа.

2. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество.

3. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр.

4. Гусарова «Деятельность в детском саду».

5. Статья «Декоративно-прикладное искусство Дагестана».

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 08.02.2019

Дата обновления: 08.02.2019

Дата публикации: 08.02.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(988)788-50-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».