08.02.2019
Конкурс исследовательских работ и проектов
педагогов и обучающихся образовательных организаций Республики Дагестан
«Науки юношей питают»
Тематическое направление
«Ремесла»
Выполнила
воспитатель МКДОУ
«Детский сад «Солнышко»
Билалова П.Г.
Содержание
Паспорт
проекта
Введение
Цель и
задачи проекта
Формы
работы с детьми
Этапы
реализации проекта
Заключение
Литература
Приложение
"Дети должны жить в мире
красоты, игры, сказки,
рисунка, фантазии, творчества»
В.А. Сухомлинский
Паспорт проекта
Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский.
Сроки реализации проекта: среднесрочный (1 месяц)
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели,
родители воспитанников.
Введение
Дети – наше будущее, а будущее невозможно без прошлого.
Прошлое нашей страны - это история России. К сожалению, в наше время вызывает
чувство тревоги патриотическое воспитание нашей молодёжи, а зачастую его
отсутствие. Без духовности, перераспределение интересов, дети перестают
увлекаться музыкой, литературой, но больше увлекаются просмотром видео и
телевидения. Подсаживаясь на компьютерные игры, они перестают фантазировать,
создавать собственные зрительные образы, с трудом воспринимают информацию.
Именно в дошкольном возрасте, когда появляется интерес к явлениям общественной
жизни, когда дети обращаются с вопросами к родителям, педагогам, больше узнать
о местности в которой живут, о том, как жили их предки, важно поддержать это
стремление, не упустить этот благодатный возрастной период.
Приобщение ребенка к народному искусству оказывает глубокое
воздействие на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной
ценностью, воплощает в себя накопленный веками, исторический опыт многих
поколений. Первые яркие представления о Родине, о её культуре, пробуждает в
детях, ознакомление с произведениями народного творчества, способствует
воспитанию патриотических чувств. Раскрыть всю красоты родной природы помогает
знакомство с народно-прикладным искусством. Знакомство с народным промыслами и
народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих
способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в творческой деятельности.
В ходе работы необходимо заинтересовать детей и их родителей в изучении данной
темы, убедить в её значимости.
Дагестан является заповедником народных художественных
промыслов, краем замечательных мастеров. Издавна широкое развитие получили
самые разные виды ремесел – художественная обработка металла, гончарное
производство, резьба по камню и дереву, обработку кости, ковроделие,
золотошвейное дело и узорное вязание. В жизни горного края эти виды ремесел и
ныне продолжают играть очень важную роль.
В эпоху Средневековья в Дагестане были крупные центры по
производству тех или иных видов изделий художественного ремесла: Кубачи и
Казикумух – оружейное и ювелирное дело, Балхар и Сулевкент – гончарное
производство, Дербент и Табасаран – ковроткачество, Сутбук – резной камень.
Народные мастера в своем творчестве использовали то, что довало сама природа –
дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным
источником вдохновения народных умельцев.
Изделия народных художественных промыслов Дагестана прошлого
и современности являются свидетелями большого трудолюбия, тонкого чувства
красоты и художественного дарования дагестанских народов.
Актуальность данной темы обусловлена большой значимостью
воспитания, нравственно патриотических чувств в современном обществе.
Знакомство с народным промыслом Дагестана, мастерством умельцев позволит нашим
детям почувствовать себя частью дагестанского народа, ощутить гордость за свой
край.
Цели проекта:
-
Формирование у детей познавательного интереса к
дагестанской народной культуре через ознакомления с народными промыслами и
организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
-
Повышение интереса детей к исследовательской
деятельности
-
Формирование основ научного мировоззрения.
Задачи проекта:
Познакомить детей с народными промыслами, с культурой и
традициями дагестанского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему:
доброту, сочувствие, трудолюбие, взаимовыручку и т.д. Содействовать развитию
речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи. Развивать
индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности. Развивать
творческие способности в процессе восприятия произведений.
Осуществлять красоту изделий прикладного творчества,
формировать эстетический вкус.
Формирование любви к своей Родине и умение гордиться
традициями и культурой своего народа. Формировать патриотические чувства.
Донести до детей, что они являются посетителями дагестанской
культуры, наследниками великих мастеров.
Форма работы с
детьми:
Образованная деятельность, игры, беседы, рассматривание
иллюстраций и фотографий, просмотр слайд-шоу, оформление выставок;
Проведение экскурсии в музей;
Создание национального уголка в группе;
Участие в создании мини-музея культурного наследия
«дагестанская сабля» в детском саду.
В соответствии с
ФГОСДО проект опирается на научные принципы ее построения: решение программных
образовательных задач в совместной деятельности детей не только в рамках
образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в
соответствии со спецификой дошкольного образования.
Ожидаемый результат:
Для детей: ответственное отношение к общественно-значимым
заданиям: развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности; Расширение
знаний об истории родного края; Закрепление знаний и представлений о народных
промыслах Дагестана: самореализация.
Для педагога: повышение профессионализма; Внедрение новых
методов в работе с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост; самореализация.
Для родителей: повышение уровня личностного сознания;
укрепление взаимоотношений между детьми и родителями; самореализация.
Этапы реализации проекта
1. Подговительный.
Цель: заинтересовать детей, родителей, педагогов предстоящей
темой проекта, вызвать желание стать его участниками.
Задачи:
- Познакомить родителей с планом проведения проекта, дать
информацию о том какая помощь родителей потребуется в ходе проекта:
- разработать план мероприятий;
- подбор и изучение наглядных и дидактических материалов;
- подбор материала и подготовка презентации по ознакомлению
детей с народными промыслами родного края;
- создание развивающей среды;
- создание национального уголка в группе.
II
этап. Основной с практический, продуктивный этап).
Цель: Организовать творческое сотрудничество между детьми,
родителями и педагогами.
В рамках этого этапа происходит формирование проблемы
проекта и интереса у детей к теме проекта.
Познавательное развитие:
1) Цикл тематических бесед:
-
«Балхарские изделия и балхарская роспись»;
-
«Златокузнецы аула Кубачи»;
-
«Лакские хурджины»;
-
«Андийские бурки и папахи»;
-
«Кайтагская вышивка»;
-
«В гостях у ковровщицы бабушки Патимат»;
-
«Табасаранские ковры»;
-
«Серебряных дел мастера Гоцатля»;
-
«Что такое музей».
2) Подготовка и просмотр презентаций: «Балхарские изделия и
балхарская роспись», и Кубачинские златокузнецы», «Табасаранские ковры»,
«Серебряные кинжалы Гоцатлинский мастеров».
3) Дидактические игры: «Отгадай элементы узора», «Составь
узор», «Что звучит?», «Назови предмет».
4. Коллекционирование: «Кувшины балхарских мастеров».
Речевое развитие:
1. Чтение произведений на тему народных промыслов;
2. Составление рассказов: «Что мне больше всего понравилось
в музее?», «Глиняные кувшины».
3. Чтение народных сказок Дагестана.
4. Стихи о хлебе.
Художественно-эстетическое развитие:
-
Просмотр слайд-шоу – «Ремесла Дагестана»,
«Балхарские кувшины»;
-
Лепка из пластилина «Кувшин»;
-
Аппликация «Коврик»;
-
Рисование «узоры на ковре»;
-
Аппликация «Папаха»;
-
Рисование «Серебряный кинжал»;
-
Лепка из пластилина «Украшение из серебра».
Социально-коммуникативное развитие:
-
Сюжетно ролевая игра «Ярмарка кувшин», «В гостях
у бабушки», «Путешествие по Дагестану»;
-
Экскурсия в «Дагестанский музей изобразительных
искусств им П.С. Гамзатовой»;
-
Экскурсия в «Город мастеров».
Физическое развитие:
Дагестанские подвижные народные игры: «Достань платок»,
«Надень папаху», «Волк и овцы», «Джигитовка», «Ручеек», «Цикуция».
Работа с родителями:
Беседа с родителями на тему: «Влияние народных промыслов на
эстетическое воспитание детей дошкольного возраста». Привлечь родителей к
созданию «национального уголка» в группе; Участие в создании мини-музея
народной утвари в детском саду. Оказание помощи со сбором предметов народных
промыслов для организации мини-музея.
Совместное посещение в выходные дни с детьми Дагестанского
музея изобразительных искусств.
III этап. Итоговые обобщающий этап.
1. Оформление результатов: оформление выставки «Родной
Дагестан», «Традиции моей родины».
2. Презентация проекта для родителей и пелагического
коллектива детского сада.
Заключение.
В результате проведения комплексной работы по приобщению
детей к декоративно-прикладному искусству у детей появится желание еще больше
узнавать о творчестве народных мастеров и жизни традиций и культуры
дагестанского народа.
Дети самостоятельно станут различать стили известных видов
декоративной живописи, научатся создавать выразительные узоры на бумаге.
В детском саду созданы необходимые условия по формированию у
дошкольников целостного представления о быте и культуре народов Дагестана. Дети
и их родители заинтересованы культурой родного края, тем как жили их предки.
В детском саду имеется музей культурного наследия Дагестана «Дагестанская сакля», а также создан
«Национальный уголок» из предметов народной утвари в группе.
Рекомендуемая
литература:
1. «Дети гор» региональная программа.
2. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество.
3. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями
декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр.
4. Гусарова «Деятельность в детском саду».
5. Статья «Декоративно-прикладное искусство Дагестана».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.02.2019
Дата обновления: 08.02.2019
Дата публикации: 08.02.2019