Организационно- методическая работа заместитель заведующей Магомедова Ханум Магомедовна

1. Оснащение педагогического процесса. 

2. Организация работы методического кабинета

N

Содержание

Сроки

Ответственный

   

1.

                 

2.

                 

  3.

         

                                                                                                                                              4.

 

Подбор и  систематизация материалов в методическом кабинете

Аналитическая деятельность
1. Мониторинг профессиональных потребностей педагогов.
2. Обработка контрольных срезов обследования  детей.
3. Анализ психолого-педагогического сопровождения детей.
4. Итоги работы за учебный год.
5. Планирование работы на новый учебный год.
6. Мониторинг запросов родителей на оказание образовательных услуг в ДОУ,

удовлетворенности работой детского сада.

8. Разработка положений к смотрам- конкурсам.

 

Информационная деятельность
1.Накопление банка педагогической информации по ФГОС ДО  (нормативно – правовой, методической и т.д.)
2. Ознакомление педагогов с новинками педагогической, психологической, методической литературы в соответствии с ФГОС ДО.

3. Оформление методического уголка на 2019-2020 учебный год.

 

Организационно – методическая деятельность
1. Составление годового плана.            

  2.Планирование и оказание помощи педагогам в подготовке к аттестации, повышении педагогической компетенции..
3.Составление графиков работы и  расписания НОД.  
4.Составление  циклограммы и планов  взаимодействия   специалистов.    
5.Подбор методических  материалов по созданию  схем и карт контроля.

 

 

 

 

 

Консультативная деятельность

1. Организация консультаций для педагогов по реализации годовых задач ДОУ

2. Оформление выставки методической литературы по всем образовательным областям.

3. Разработка методических памяток и рекомендаций.                                                                                                                                                                       4. Консультирование педагогов и родителей по вопросам развития  и оздоровления детей.

5. Оформить тематическую выставку

«Здоровье - основа счастливой жизни».

6. Организовать оформление «Дорожки здоровья»  в группах и физкультурном зале

 
       

в течение
учебного года

                     

В течение года

                                         

На начало учебного года

                           

В течение года                                                                

     

Заведующий,

Зам. Заведующей

Медсестра

Воспитатели

             

Годовые задачи МКДОУ «Детский сад» «Солнышко» на 2019-2020г.

27.01.2020

       

1.   Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей. Формирование речевых навыков, связной речи, самореализации дошкольников через различные виды деятельности.

 

 

 

2.     Продолжать работу по использованию здоровьесберегающих технологий в укреплении здоровья детей. Совершенствовать работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья дошкольников через организацию подвижных, спортивных игр и упражнений.

 

 

 

 

3.    Создание единого образовательного пространства взаимодействия ДОО и семьи в воспитании и развитии дошкольника.

 

 

 

Педагогические советы МКДОУ «Детский сад «Солнышко» на 2019-2020 учебный год.

27.01.2020


Содержание

Сроки

1

Педагогический совет №1

                                  (установочный)

Тема: «Организация воспитательно-образовательной работы ДОУ в  2019-2020 учебном году».

Август

2

Педагогический совет №2

Тема: «Организация проектной деятельности в ДОУ. (Внедрение в образовательный процесс ДОУ инновационных форм организации воспитательно –образовательной работы)».

Цель: Совершенствование работы в ДОО по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Ноябрь

3

                  Педагогический совет №3

Тема: «Совершенствование работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья дошкольников через организацию подвижных, спортивных  игр и упражнений»

Цель: Определить пути совершенствования работы по сохранению и укреплению здоровья детей.

Январь

4

                  Педагогический совет №4

Тема: «Эффективное внедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых способностей дошкольников».

Цель: Систематизация знаний педагогов по художественно – эстетическому развитию с учетом регионального компонента.

Март

5

Педагогический совет №5

Тема: «Итоги работы за учебный год. Организация работы на летний оздоровительный период».

 

Май

Планирование работы по самообразованию педагогов

27.01.2020


п/п

ФИО педагога

Должность

Тема самообразования

1

 

Гудова  А.А.

Воспитатель

«Развитие речи детей посредством логоритмических упражнений»

2

 

Ибрагимова З.М.

Воспитатель

«Роль сказки в нравственно – духовном воспитании дошкольников»

3

 

Алилова С.М.

Воспитатель

«Воспитание творческой личности дошкольников в условиях коллективной деятельности»

5

 

Нурбакилова А.М.

Воспитатель

«Развитие связной речи детей через дидактические игры»

6

 

Сайпудинова М.З.

Воспитатель

«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста (старшая группа)»

7

Апразова З.А.

 

Развитие связной речи у детей подготовительной к школе группе

8

 

Билалова П.Г.

Воспитатель

«Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе»

9

 

Хайдакова З.М.

Воспитатель

«Развитие связной речи у детей 6-7 лет»

10

Арчилаева З.М.

Инструктор по ФК

«Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО»

 

11

Хайдакова З.М.

Муз. руководитель

«Развитие хореографических навыков у детей старшего дошкольного возраста»

 

ПЕДСОВЕТ

14.11.2019

                      

 

Тема: 

«Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО»

      

Подготовил и провел:

Зам. Заведующей МКДОУ

«Детский сад «Солнышко»

Магомедова Х.М.

 

 

\

 

 

 

 

 

 

 

2019г.

 

Цель:

- систематизировать знания педагогов по развитию проектно-исследовательской деятельности детей;

- совершенствовать педагогическое мастерство;

- повышать методический уровень;

- способствовать творческому уровню.

  

·         Организационный момент.

 

Зам. Заведующей Магомедова Х.М.

 

-Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас на нашем педагогическом совете «Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО».

 Наш педсовет будет проходить в форме «устного журнала».

Антуан де Сент-Экзюпери сказал:

Мне всегда была ненавистна роль стороннего

наблюдателя.

Что же я такое, если я не принимаю участие?

Чтобы быть, я должен участвовать.

 

Вот так и мы не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания.

«Хочу всё познать», – говорит ребёнок. – «Я буду твоим проводником на этом пути», – вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.

Сегодня мы с вами продолжим познавать тонкости организации проектно-исследовательской деятельности.

- Чтобы перейти к более сложной части, я предлагаю вам несколько заданий для активизации мозговой деятельности, а слова Генри Фонда помогут нам сбросить напряжение, улыбнуться друг другу и провести разминку: 

«Люди сами надевают на себя оковы, завязывают себе глаза и после этого удивляются, почему так плохо живётся».

 

·         Первая страничка нашего устного журнала –

«Игра на положительный психологический настрой «Мозговой штурм»

 

Упражнение «Цепочка»

- Назовите фамилии педагогов и психологов, занимающихся аспектами детского экспериментирования.

Объясните высказывание Льва Семеновича Выготского: «Деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию».

 

- Чем отличается восприятие ребенком окружающего мира от восприятия взрослого?

- Кому обязана наука введению термина «экспериментирования»?

 

- Кто разработал метод проектов?

 

Блиц-опрос

Ищем, думаем, дерзаем,

На вопросы: что? когда? отвечаем без труда!

1. Что становится больше, его поставить вверх ногами? (число 6)

2. Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться? (надо спрыгнуть с нижней ступеньки)

3. Что может быть больше слона и одновременно невесомым? (тень слона)

4. Какой месяц короче всех? (Май – три буквы)

5. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все)

6. Что распускается весной: деревья, население, партии и союзы?

7. Кто спасает зайцев от весеннего половодья: Дед Мазай, дед Мороз, МЧС России?

8. Что Красная шапочка несла бабушке: акции Газпрома, пирожки, слабительное?

9. Что потеряла Золушка на балу: стыд и совесть, ориентацию, туфельку?

«Перевёртыши»

 

Задание: - нужно правильно отгадать пословицу или поговорку.

- Внимание на экран.

 

 «Счастье перемещается кучами». 

(Беда не ходит одна.)

«Уйти от новой стиральной машины». 

(Остаться у разбитого корыта.)

«Лысина – мужское безобразие». 

(Коса – девичья краса.)

«На полицейском валенки мокнут». (На воре шапка горит.)

«Ниже пяток не опустишься». (Выше головы не прыгнешь.)

«Уговори умного к черту послать, так и нога заживет». (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет.)

«Безделью часы – слезам год». (Делу время – потехе час.)

 

- Чем полезны такие приёмы в работе?

- Такие задания заставляют думать, анализировать, сравнивать, синтезировать.

  

·         Выполнение решения предыдущего педсовета

  

II часть. Основная

·         2 страничка журнала «Основные понятия, термины проектно-исследовательской деятельности»

 

- Для начала определим содержание основных понятий, терминов данной проблемы.

- Предлагаю разделиться на 2 команды с помощью жеребьевки.

  

Каждая команда получает карточку с названием команды «ЗНАТОКИ» и «НОВАТОРЫ» и должна выполнить следующее задание: на каждую букву в течение 2 минут участники команды должны подобрать слова, которые имеют отношение к проектно-исследовательской деятельности.

      

З – знание, умение, навыки.

Н – наблюдение, новаторство

А - актуальность, активность

Т – творчество, технология

О – опыт, общение, одаренность, открытость

К – креативность, конструктивность

И – исследование, изобретательность, инициативность, инновация, исследовательское поведение

 

Н- новшество, навыки

О – опыт, оригинальность, оформление

В- вариативность, воспитание

А – алгоритм

Т- творчество, технология, ТРИЗ

О- ознакомление, одаренность, опыт

Р - реализация, результативность

Ы- выводы, доводы, аргументы

 

 Мы постарались выделить понятия темы, а теперь давайте вспомним определения основных понятий и терминов.

исследовательский метод, исследовательская деятельность, индивидуальность, интеллектуальность, игровой метод, интерес

                                           (Индивидуальная работа)

 

Современному обществу нужны образованные люди, обладающие системным мышлением, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.

 

задача родителей и педагогов – воспитать детей активными, думающими личностями, способными на творческий подход к любому делу.

 

Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способность искать новое?

 

Как научить видеть проблемы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, выдвигать гипотезы, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения, правильно излагать и отстаивать свои идеи? Эти вопросы актуальны для современной образовательной практики.

 

Исследования педагогов и психологов показывают, что эффективность интеллектуального развития детей дошкольного возраста зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи – от позиции самого ребенка, его активности.

Федеральный закон от 29.12.2009 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155., ориентируют педагогов на развитие у детей самостоятельной познавательной активности.

 

- Использование, каких технологий и методов поможет эффективному решению данной задачи?

- Какие методы поддерживают детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальны по ряду причин?

- Назовите технологии и методы, которые являются, на ваш взгляд, эффективными для познания закономерностей и явлений окружающего мира.

- Давайте вместе это проверим.

·         3 страничка нашего журнала

                                                             «Метод проектов»

 

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. 

 

Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

 

Технология проектирования делает дошкольников участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

 

Реализация технологии проектирования начинается с ориентации на актуальную проблему саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования.

 

Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы, то при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий

Таким образом, структуру проекта очень легко запомнить и можно представить, как                    «Шесть П»

 

Проблема (выбор темы)

Проектирование или планирование проекта

Поиск информации

Продукт (практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.) .

Презентация (Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)

Шестое «П» - портфолио проекта, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.).

По мнению Джона Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями».

Существуют несколько способов разработки проектов, и я хочу вас с ними познакомить.

 

Способы разработки проектов:

·         Системная паутинка по проекту

·         «Модель трёх вопросов»Хочу такой сайт

·         Образ «Семь мы» (по Заир-Бек)

·         Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)

(способы проецируются на экране)

Таблица «Системная паутинка разработки проекта»

Познавательное развитие

 

ведущая деятельность:

формы:

Речевое развитие

 

ведущая деятельность:

формы:

Художественно-эстетическое развитие

ведущая деятельность:

формы:

Физичекое развитие

 

ведущая деятельность:

формы:

Социально-коммуникативное развитие

 

ведущая деятельность:

формы:

Режимные моменты

интеграция разных видов деятельности, формы:

 

Формы взаимодействия с семьей

и соц.партнерами

формы:

(таблица проецируется на экране)

                                    

                                                          «Модель трёх вопросов»



ЧТО ЗНАЮ?

ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?

КАК УЗНАТЬ?

Содержание, то что дети уже знают

План (тема проекта)

Источники новых знаний, т. Е. средства

(модель проецируется на экране)

Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

• Что мы знаем?

• Что мы хотим узнать?

• Как узнаем об этом?

Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена.

Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о …?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности.

Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?».

 

Оформление паспорта проекта

 

Проблема

Цель

Название проекта

Тип проекта

Деятельность педагогов

Деятельность

детей

Деятельность родителей

Результат

Форма презентации

Ожидаемые результаты

 

Можно придумать символы - сбора информации в картинках.

 

Образ «Семь мы» (по Заир-Бек)

 

·         Мы озабочены… (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).

·         Мы понимаем… (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности)

·         Мы ожидаем… (дается описание предполагаемых целей – результатов)

·         Мы предполагаем… (представляются идеи, гипотезы)

·         Мы намереваемся… (контекст действий, планируемых поэтапно)

·         Мы готовы… (дается описание имеющихся ресурсов различного характера)

·         Мы обращаемся за поддержкой… (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта)

 

Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)

 

Метод активации правого полушария

 

Ментальные карты

 

Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) – это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.

Это – ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём – обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга!

Основателем этой техники является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.

Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.

Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов.

 

Последовательность действий по составлению мыслительных карт

1. Берем лист бумаги формата не меньше А 4. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Работаем над схемой индивидуально.

2. От центральной идеи проводим несколько радиальных изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет). Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Писать следует печатными буквами, без наклона, максимально вертикально. Длина ветви под написанным словом желательно совпадает с длиной слова.

3. Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно удобнее вертикально ориентированных.

4. От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т. Д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт.

5. Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы (обвести) или другие геометрические фигуры.

(проецируется на экране)

В своих книгах Тони Бьюзен дает рядстрогих рекомендаций, которых следует придерживаться для того, чтобы «сверхинтеллект» сработал.

- Я предлагаю с ними ознакомиться самостоятельно.

(раздача рекомендаций)

1. Ментальные карты должны быть красивыми. Если вам приятно смотреть на собственную ментальную карту – значит, она удалась.

2. Ментальные карты должны быть индивидуальными. У каждого человека свой, особенный процесс мышления, поэтому и карта, которая отражает этот процесс, для каждого человека должна быть особенной.

3. Необходимо использовать как можно больше цветов. Чем ярче ментальная карта, тем мощнее будет ее эффект. Очень важно, чтобы ничего не сливалось и не путалось.

4. Слова необходимо записывать аккуратными печатными буквами. Ментальная карта создается не для того, чтобы разбираться в собственных каракулях, а для того, чтобы одним взглядом охватить полную и четкую систему проблемы.

5. Записывать слова нужно раздельно. Если склеивать слова, можно потерять множество ассоциаций, связанных с каждым из них, а вместе с ними и нестандартные решения.

6. Настоятельно рекомендуется использовать рисунки – чем больше, тем лучше. Рисование активно задействует правое полушарие – основу методики, которую предложил Тони Бьюзен.

7. Не нужно пытаться рисовать привычную схему. Ментальная карта должна состоять из гибких, органичных веток. А слова должны быть записаны на самих ветках, а не быть вписанными во всевозможные овалы или прямоугольники, как это делается на стандартных схемах. Мы рисуем карту – а это совсем другое дело.

8. Очень важно постараться рационально использовать пространство ментальной карты, то есть равномерно распределить все ветки и слова, не склеивая их, но и не оставляя пустых мест.

9. Тони Бьюзен рекомендует рисовать ментальные карты горизонтально – по мнению создателя методики правого полушария, так их удобнее читать.

Методика Тони Бьюзена хороша тем, что она отражает все стороны мыслительного процесса. Для запоминания и вспоминания – это воссоздание существующей информации, а для творческого процесса – это создание новых образов и ассоциаций.

Практическая часть

- Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам разделиться на две команды и разработать проект разными способами: «Модель трех вопросов» и "Метод «Мыслительная карта», и представить свой проект. Тему проекта определите сами.

 

Представление проектов

 

Благодаря вышеназванным способам (моделям) воспитатель получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируется сам и помогает ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.

 

Проектная деятельность как никакая другая поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает замысел оформить в виде культурно-значимого продукта, и, конечно же, формирует партнерские взаимоотношения.

 

Проектная деятельность расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, повышает детскую любознательность, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.

 

Технология проектирования помогает вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения, ведь обязательное условие проектной деятельности - участие родителей.

 

 

 

 

 

 Наш хороший друг – Профессор Почемушкин интересуется:

- Чем проектная деятельность отличается от исследовательской деятельности?

Проект – это замысел, план, творчество по плану.

Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

·         4 страничка нашего журнала «Метод детского экспериментирования»

 

 «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» - говорил Н.Н. Поддьяков.

 

- Продолжите высказывание: «Целью практически любого исследования является всестороннее познание объекта реальности, т.е. …».

Эта деятельность позволяет объединить все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, учит детей использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, помогает развивать творческую личность.

Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания (позволяет изучать явления и объекты окружающей действительности при разнообразных условиях, повторять их при необходимости, расчленять на части, выделять интересующие стороны и явления).

Напомню вам некоторые составляющие детского экспериментирования:

- виды детского экспериментирования (слайд),

- классификация детского экспериментирования (слайд)

- последовательность детского экспериментирования (слайд)

- особенности детского экспериментирования (слайд)

Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал, но часто педагоги стараются избегать исследовательской деятельности, оправдывая себя придуманными мифами.

 

- Давайте их попробуем сформулировать.

 

Мифы об исследовательской деятельности:

1. Трудно найти и сформулировать проблему исследования.

2. Любое исследование требует больших ресурсных и временных затрат.

3. В образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы, поэтому нельзя заниматься исследованием.

4. Слишком много непонятных моментов для юного исследователя: цель, гипотеза, объект и предмет исследования, эксперимент и т. П.

5. Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога глубоких и разносторонних теоретических знаний.

6. Главный результат такой работы – победа на конференции.

7. Работа юного исследователя не имеет научной ценности

(«Мифы об исследовательской деятельности» проецируется на экране)

- Постараемся развеять их, вдруг кто-то из нас ещё сомневается.

- Как вы понимаете выражение «готовность к исследовательской деятельности?

- Путь в исследовательскую деятельность у каждого свой. Что движет вами? Как вы определяете для себя цель этой работы?

Цель любого педагога в обучении ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи взрослого.

Задача – научить ставить перед собой цель, задавать вопросы и находить на них ответы, путем сложных рассуждений делать правильные выводы.

 

Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.

При правильной организации работы, когда взрослый – не учитель и наставник, а равноправный партнер, у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей, они сами задумывают опыт, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

         - В чем, на ваш взгляд, значимость и полезность исследования?

Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. 

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему?», позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Проблема заключается в том, что, мы торопимся научить ребёнка тому, что считаем главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое сами считаем наиболее важным. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. 

Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», 

                             

                                         Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное.

Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться, ведь дети по природе своей исследователи.

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения, а развитие исследовательских способностей ребенка– одна из важнейших задач современного образования.

Развивая исследовательские способности дошкольников, необходимо обучать их специальным знаниям, умениям и навыкам проектной деятельности. К ним относятся: видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, делать умозаключения и выводы, доказывать и защищать свои идеи.

   

Задание для педагогов: приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях (Незнайка, Винни-пух, Карлсон)

- Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским?

Задание: сопоставьте персонажа с высказыванием.

Незнайка – поведение исследовательское, постоянно ищет новые возможности для осуществления своих задумок.

Винни-пух – поведение не исследовательское, скорее познавательное и любопытное.

 

Данное поведение обуславливается особенностями мышления, характером.

Карлсон – поведение исследовательское, постоянно находится в поиске новых возможностей для приключений.

- Давайте сравним, что у вас получилось. Внимание на экран.

- Чего, на ваш взгляд, для этого не хватает для полноценной исследовательской деятельности?

Для полноценной исследовательской деятельности не хватает целенаправленности и выводов, которые эта деятельность предполагает.

- Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписываются в принятые нормы поведения?

В основном не вписываются в нормы поведения, так как их экспериментирования слишком фантастичны.

Например: Незнайка сам полетел на ракете на луну, Карлсон гулял по крыше с малышом, что также недопустимо. Винни-пух съел мед в горшочке, предназначенный для ослика в подарок на день рожденья.

- Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения?

Для детского развития данное поведение не является положительным, но на основе поведения данных персонажей, в тоже время ребенок учится не бояться экспериментировать, принимать различные решения в ситуациях, повышается их собственная активность.

Презентация опыта работы педагогов

  

Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.

 

"Психологическая разминка "Очень я собой горжусь!"

1. Очень я собой горжусь, я на многое гожусь! (Встать прямо, свести лопатки, подмигнуть правым, затем левым глазом)

2. Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача! (Положить на лоб правую, затем левую руку)

3. Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь все богаче! (Потереть ладонь о ладонь)

4. Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего! (Встать на носочки, руки сомкнуть в кольцо над головой)

5. На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо! (Руки в стороны, кулаки сжать, круговые вращения руками)

6. Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут и я помогу! (Руки на поясе, наклоны в стороны)

7. Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен и я прекрасна! (Руки за головой, повороты в стороны)

8. Вселенная мне улыбается, и все у меня получается! (Развести руки в стороны, делая глубокий вдох)

 

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности в ходе всех режимных моментах. Для этого мы создаём специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.

 

Какие внешние условия, на ваш взгляд, способствуют успешности исследовательской деятельности?

 

Для более успешной организации исследовательской работы детей необходимы определенные условия. Это:

1. Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями.

2. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению и самостоятельному экспериментированию, что встречается крайне редко.

3. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.

4. Создание в группах уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные, вместе со взрослыми опыты, самостоятельно в свободное время.

5. Использование «Уголка природы» и «Огорода на окне» для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.

6. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.

7. Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.

9. Разработка методов стимулирования и поощрения детей – активных исследователей.

10. Привлечение родителей к исследовательским детским проектам.

 

Для активизации процесса экспериментирования можно задавать проблемные вопросы:

• Почему карандаш рисует, а палочка нет;

• Что будет, если снег принести в комнату?;

• Почему шарик катится, а кубик нет?;

• Что будет лучше прыгать? Почему? (деревянный шарик и резиновый мяч);

• Какой кубик тяжелее? Почему? (большой и маленький);

• Из какого песка можно сделать кулич? Почему? (сухой и мокрый песок);

• Куда можно вбить гвоздь? (дощечка и металлический брусок); Какая вода? (свойства воды);

• Что в пакете? (обнаружение воздуха в пространстве);

• Изготовление цветных льдинок (вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска);

• Почему этот камушек нагрелся сильнее? (потому что он черного цвета);

• Этот платочек высох быстрее. Почему? (потому что положили на батарею) и т.д.

- Планируя исследования, важно… (продолжите)

 

 

 

В качестве показателей сформированности исследовательской деятельности А.И. Савенков выделяет следующие умения:

·         видеть проблему;

·         формулировать и задавать вопросы;

·         выдвигать гипотезы;

·         делать выводы и умозаключения;

·         доказать и защищать свои идеи;

·         самостоятельно действовать на этапах исследования.

 

Критерии сформированности исследовательской деятельности:

·         самостоятельность;

·         полнота и логичность ответа;

·         правильность выводов и вормулировок.

 

В процессе экспериментирования дети часто получают совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению их деятельности. В этом проявляется гибкость детского экспериментирования - способность перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.

Докажите тезис: «Правильно организованная исследовательская деятельность в учреждении дошкольного образования ведет к «пробуждению» сотворческих процессов в педагогическом коллективе».

Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. При этом ребенок выступает как исследователь. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает дошкольникам в дальнейшем успешно развивать творческие способности.

А сама исследовательская деятельность – эффективный, современный, дидактически оправданный метод обучения дошкольников, предполагает возникновение мотива, постановку цели, планирование, реализацию процесса по её достижению, получение результата и его анализ с рефлексией. 

Активная образовательная деятельность предполагает активизацию педагогического процесса путем внедрения методов анализа решения образовательных игровых проблемных ситуаций и ситуативного разговора для достижения заданных целей.

Психолог Сергей Леонидович Рубинштейн пришел к выводу: 

«Процесс мышления берет свое начало в проблемной ситуации»

 

Алгоритм решения проблемной ситуации.

 

1. Постановки проблемы

(цель – помочь детям осознать предложенную проблемную ситуацию).

2. Разработка вариантов решения проблемы, выдвижения предложений

(цели: вовлечение детей в процесс поиска решения проблемы, овладение способами познания).

Гипотеза –предположение, требующее объяснения и подтверждения.

3. Проверка решения и подведение итогов

(цель – организация деятельности по проверке решения и помощь в выборе правильного решения).

4. Постановка новой проблемы

(цель – выделение новых знаний по теме).

 

Мы с вами пришли к выводу, что одними из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира являются только:

- метод проектов 

- метод детского экспериментирования, 

- метод моделирования проблемных ситуаций 

- Как вы думаете, почему?

Во-первых, помогают получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.

Во-вторых, нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальности мышления. 

В третьих, к моменту поступления в первый класс ребенок научиться решать такие сложные задачи как:

- уметь видеть проблему и ставить вопросы;

- уметь доказывать;

- делать выводы;

- высказывать предположения и строить планы по их проверке. 

- Мы с вами провели большую работу по изучению данной проблемы. А теперь закрепим наши знания через тестирование «Проектно-исследовательская деятельность».

 

                                         Проект решения педсовета:

1. Продолжать создавать в ДОУ психолого-педагогические условия для развития проектно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту и комплексно-тематическому планированию.

Ответственные: воспитатели. Дата: в течение года

2. Пересмотреть календарное планирование в соответствии с данными рекомендациями, уделив должное внимание детскому экспериментированию в НОД, проектной деятельности, проблемному обучению

Ответственные: воспитатели. Дата: в течение года

3. Включить отобранные материалы - картотеки в комплексно-тематическое планирование

Ответственные: воспитатели. Дата: в течение года

4. Используя материалы педсовета, подготовить и провести общеродительское собрание на тему «Растим любознательных»

Ответственные: Ст. воспитатель, воспитатели. Дата: май

5. Пополнить центры экспериментирования сериями картин с изображением природных сообществ; книгами познавательного характера, атласами; тематическими альбомами; коллекциями

Ответственные: воспитатели. Дата: в течение лета

6. Разработать модель развития проектно-исследовательской деятельности в ДОУ и семье по следующим направлениям: создание условий, взаимодействие с детьми, работа с педагогическим коллективом, сотрудничество с родителями. 

  

01.01.2017

31870972_2029946813993019_8144971835490959360_n (1).jpg

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(988)788-50-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».